Уральский областной театр драмы им. А.Н.Островского по праву считается старейшим театром Казахстана.
История создания театра восходит к 1859 году. Основан театр по инициативе наказного атамана Уральского казачьего войска Аркадия Дмитриевича Столыпина. (фото А.Д.Столыпин)
В сентябре 1859 года на открытие театра был поставлен спектакль одного из ведущих драматургов того времени А.Н.Островского «Бедность не порок». В состав труппы театра наряду с любителями были приглашены профессиональные артисты из соседних городов Оренбурга и Саратова. С этого момента в Уральске и начал функционировать «Уральский драматический театр». В этом же сезоне была поставлена ещё одна пьеса А.Н.Островского «Поздняя любовь».
С первых шагов своей творческой деятельности театр стал пользоваться любовью горожан. В первые годы любительские спектакли театра ставились два-три раза в неделю. Пьесы, поставленные на сцене театра, проходили при переполненных залах и с неизменным успехом. Некоторые спектакли сопровождались казачьим симфоническим оркестром, тогда уже известным за пределами города. В 60-ые годы XIX столетия ставится оперетта «Кетти и Бетти». Музыку к спектаклю в тесном содружестве пишут атаман А.Д.Столыпин и великий русский композитор А.С.Даргомыжский. Основу репертуара того времени составляли одноактные комедии и водевили. Труппа окрепла, все чаще на сцене ставят пьесы А.Н.Островского, которые прочно занимают своё место в репертуаре театра.
О первых шагах Уральского театра был хорошо осведомлён А.Н.Островский. В эти годы с великим драматургом познакомился, а потом и подружился, часто бывал у него известный уральский писатель И.И.Железнов. Он, безусловно, знакомил драматурга с культурной жизнью своего города. После трагической смерти И.Железнова Островский намеревался написать статью о нём, но так и не написал, но отзывы его остались в воспоминаниях современников.
Профессиональным театр стал только через два десятилетия после его основания. Организаторами были частные антрепренеры. Они приглашали в театр режиссёров и артистов. Складывается постоянная труппа. Зачастую она пополнялась через Театральное бюро в Москве. Нередко приглашались в театр довольно видные актёры того времени, носители лучших, передовых театральных традиций русской реалистической актёрской школы М.С.Щепкина и М.Н.Ермоловой.
В 1889 году вместо деревянного театра, купец Фирс Иванович Макаров строит новое кирпичное здание.(фото Театр Ф.И.Макарова)
Репертуар театра составляют пьесы известных авторов: Л.Н.Толстого, М.Ю.Лермонтова, А.К.Толстого, А.П.Чехова, Н.В.Гоголя, У.Шекспира, Ф.Шиллера, Г.Ибсена, Г.Гауптмана, редко исполняемые пьесы А.Н.Островского «Козьма Захарьич Минин - Сухорук», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», а так же пьесы современных драматургов того времени: Сумбатова-Южина, В.Немировича- Данченко, Л.Андреева, М.Горького и другие.
В разные годы на гастроли в Уральск приезжали целые театральные драматические и музыкальные коллективы. Но своя труппа всегда пользовалась неизменным успехом. И не удивительно. Одной из форм выбора репертуара были так называемые опросные листы. Они вывешивались в фойе театра. Зрители заносили в них названия пьес, которые они хотели бы видеть на сцене своего театра. На основании этих опросных листов режиссура составляла свой репертуар.
На развитие Уральского профессионального театра решающую роль оказала драматургия А.Н.Островского. Во все годы XIX столетия в основе репертуара театра лежали его пьесы. Они неизменно были любимы Уральскими зрителями, и не проходило сезона, чтобы не ставилось хотя бы несколько его пьес. Если перечислять пьесы Островского, которые ставились на сцене Уральского театра, то пришлось бы привести чуть ли не все, написанные великим русским драматургом. Пожалуй, это один из немногих театров, предпочитавший Островского всем другим драматургам. Например, в сезон 1899 года уральцы посмотрели семь его пьес. Не случайно, в столетнюю годовщину основания Уральский театр получил имя А.Н.Островского. Его по праву можно называть Домом Островского, после Малого театра в Москве. Какое бы художественное направление театр не имел, но с самых истоков театра сезоны всегда начинали с пьес А.Н.Островского. В дальнейшем это стало хорошей традицией.
Театр имел огромное значение в культурной жизни города. Его большую воспитательную роль постоянно отмечали все издававшиеся в Уральске газеты, их в конце XIX века выходило три, а в начале следующего века - пять. Они систематически печатали объявления и отчёты о спектаклях. Театр приобщал своих зрителей к большой классической отечественной литературе, знакомил с наиболее выдающимися литературными произведениями Запада. Уральские зрители увидели «Станционного смотрителя» А.С.Пушкина, «Ревизора» и «Женитьбу» Н.В.Гоголя, «Плоды просвещения» и «Воскресенье» Л.Н.Толстого, «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Маскарад» М.Ю.Лермонтова, «Дворянское гнездо» И.С.Тургенева, «Идиот» Ф.М.Достоевского.
Уральцы всегда любили свой театр, а накануне первой мировой войны появилась необходимость даже во втором театре - летнем. В мае 1914 года состоялось торжественное открытие Пушкинского летнего театра. Несмотря на тяжелое военное время, он работал и сезон 1915 и в последующие годы. О том, что город был театральным, свидетельствуют местные газеты. Каждая премьера находила отклик на их страницах, и, как правило, они свидетельствовали об аншлагах.
Во время Гражданской войны, после освобождения Уральска от белогвардейских войск, на сцене театра выступал драматический коллектив 25-ой Чапаевский дивизии, руководимый А.А.Вадимовым. В дни героической 80-дневной обороны города в театре каждый день шли спектакли, красноармейцам показывали «Овечий источник» Лопе де Вега, «Разбойники», «Коварство и любовь» Ф.Шиллера. Гражданская война в крае была продолжительной и разрушительной. Пострадало в войну и здание театра. Он имел прямые попадания артиллерийских снарядов. Вскоре после войны здание театра отремонтировали, вернее, залатали дыры на стенах и в потолке, и начали ставить один за другим спектакли.
В 1923 году в Уральске была организована постоянная труппа. Среди спектаклей театра: «Сын полка» В.Катаева, «За тех, кто в море!» Б.Лавренёва, «Платон Кречет» А.Корнейчука, «Крепость на Волге» И.Кремлёва. Театр ставит спектакли, воссоздающие образ В.И.Ленина - «На берегу Невы» К.Тренёва, «Человек с ружьём», «Кремлёвские куранты» (роль Ленина исполняет народный артист КазССР Н.К.Ангаров), «Третья патетическая» Н.Погодина (роль Ленина исполняет А.Н.Титков), «Семья» И.Попова, «Покушение» И.Кремлёва, «80 дней» местного автора В.Генке. Здание театра безнадёжно ветшало, и в 1929 году его снесли, а театр стал давать свои спектакли в обезглавленном Соборе Александра Невского. Большой вклад внесла в становление профессионального уральского театра актриса и антрепренёр А.Г.Призван - Соколова. 31 декабря 1933 года новый сезон открылся по традиции спектаклем «Без вины виноватые» А.Н.Островского. Любимцем уральских зрителей в то время был красавец- герой Л.Н.Протасов.
Вскоре Собор Александра сгорел, труппа осталась без крыши. Новое театральное здание, ныне занимаемое театром, было возведено в 1940-м году на месте бывшего «Пушкинского дома» и является одним из красивейших исторических памятников Уральска.
В годы Великой Отечественной войны в театре работали труппы театров, эвакуированных с территории СССР, на которых шли военные действия - Белорусский драматический театр и Карело-Финский театр оперетты. И только в марте 1945 года Уральск вновь получает в распоряжение свой театра драмы, получивший скоро большое признание под руководством выдающегося театрального деятеля и артиста Николая Константиновича Ангарова, ставшего народным артистом Казахстана, позже народным артистом Киргизии. Рука об руку служил театру главный режиссёр и артист Лукин Николай Фёдорович.
Наряду с советской и зарубежной драматургией, в репертуаре видное место занимает отечественная классика. Театр знакомит зрителей города и области с переводной казахской драматургией – ставятся пьесы Г.Мусрепова «Козы - Корпеш и Баян- Сулу», С.Муканова «Чокан Валиханов», «Ботагоз», С.Жунусова «Сильнее смерти» и другие. На сцене театра были представлены постановки классического репертуара – «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Вишнёвый сад» А.П.Чехова, «Варвары» М.Горького, «Поздняя любовь» и «Без вины виноватые» А.Н.Островского, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Тартюф» Ж.Б.Мольера.
В послевоенные годы военная тема мощно звучала в спектаклях по роману А.Фадеева «Молодая гвардия», В.Катаева «Сын пока» и никогда не исчезала из репертуара.
В 50-ые годы прошлого столетия наша область стала целинным краем, что не могло не отразиться на репертуаре театра. В это время поставлены пьесы А.Салынского, А.Сафронова, А.Арбузова, В.Розова, посвященные сельской молодёжной тематике, также пьеса нашего земляка В.Ирхина «Это же наша земля, братцы» в постановке Я.Г.Панджариди. Обойти вниманием роман М.Шолохова «Поднятая целина» наш театр просто не мог. Эвакуация в первые годы войны привела семью Шолоховых в посёлок Дарьинск, и М.А.Шолохов навсегда полюбил наш край. Здесь же его застала весть о присуждении Нобелевской премии. В течение многих лет, приезжая в область, М.Шолохов находил время выступить перед публикой театра.
В истории театра был такой период, когда летние гастроли областных театров считались делом обычным. Хорошей традицией стали регулярные выезды в сельскую местность, а в годы освоения целинных и залежных земель сельские полевые станы превращались в сценические площадки. Эти маршруты были постоянными, сельчане любили и всегда ждали Уральский театр русской драмы, везде до отказа заполнялись сельские клубы и дома культуры. Коллектив театра в период гастролей выезжал не только в сельскую местность нашей области, но и за её пределы. Гастролировали в соседних областях Казахстана, а также в пределах всего бывшего СССР. Коллектив хорошо знали нефтяники Доссора и Маката, рыбаки Урала- Каспия, горняки Индера, жители Актюбинска и Оренбургской области, Алма- Аты, Гурьева (ныне Атырау), Мангышлака, а также Астрахани, Грозного, Куйбышева (ныне Самары), Новороссийска, Владикавказа, Махачкалы, Саратова, Энгельса, Волгограда, Мичуринска, Тамбова, Барнаула, Донецка, Ужгорода, Херсона, Черкасс, Николаева, Ровно, Ивано- Франковска, Хмельницкого и других городов Советского Союза. И куда бы ни приехал коллектив театра - всюду он желанный гость. С российскими городами- соседями складывались особенно тесные, дружеские отношения. Например, несколько лет по Оренбургскому телевидению транслировались лучшие спектакли уральского театра драмы, народный артист СССР, главный режиссёр Куйбышевского театра драмы П.Л.Монастырский поставил на уральской сцене «Чайку» А.П.Чехова, которую потом с успехом показали и в Куйбышеве.
Спектакли театра не раз удостаивались высоких наград, отмечались премиями. Театр был Лауреатом Первого и Второго республиканских смотров драматических театров. Спектакль «Белый лотос» отмечен приказом министерства культуры СССР, а постановки «Доктор философии» Б.Нушича, «Тайфун» Цао Юя и «80 дней» местного автора В.Генке отмечены званиями лауреатов и дипломами. Звания лауреатов и дипломов республиканских смотров удостоились директор театра Н.К.Ангаров, главный художник Б.М.Астахов, артисты Г.Е.Чумак, П.И.Строганов, В.Т.Попов, Е.С.Володарская (фото Народная артистка КазССР Володарская Е.С.).
В 1960 году театру присвоено имя великого русского драматурга А.Н.Островского. В те годы в стране практиковалось не только творческое сотрудничество межу театральными коллективами, но и социалистическое соревнование. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования в честь 60-летия образования СССР в 1982 году театр награждён Почётной грамотой министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры, а в 1986 году в соревновании такого же масштаба наш театр занял второе место, уступив первенство Ленинградскому Большому драматическому театру.
Уральцев в разное время радовали своим искусством заслуженные артисты КазССР Л.Н.Протасов, П.И.Строганов, В.Т.Попов, народная артистка Казахстана Е.С.Володарская, заслуженная артистка Казахстана З.Н.Акимова (Заслуженная артистка КазССР Акимова З.М.),
заслуженный артист РСФСР П.Поддубный, артисты Г.Е.Чумак, В.Хамцова, С.Ф.Даров, В.М.Нечаев, К.С.Тавлинская ( фото Артистка Тавлинская К.С.)
и другие. Много лет творческой жизни посвятили театру заслуженная артистка Чувашской АССР Р.Е.Капитонова, народная артистка РК Л.Н.Ванюкова (фото Народная артистка РК Ванюкова Л.Н.),
Заслуженный артист РК В.Я Попов (фото Заслуженный артист РК Попов В.Я.),
заслуженный деятель РК Т.М.Столярова, артисты Л.С.Муха, В.А.Кравцов, В.Шатилов, В.Рушковский, Т.Мельник, В.Саулов, Н.Барковская, Ю.Андрухович, Р.Р.Курбангалеева, заведующие труппой Н.Н.Науменко и деятель культуры РК И.Г.Таранов, бутафор Б.П.Гуськов, художники В.Дубовиченко и В.Зубарев, реквизитор Н.К.Зарифова, заведующий пошивочным цехом Могилёва В.Н. и многие другие.
Режиссёр Ян Панджариди пришёл в театр в 1971 году, имея за плечами Высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе у народного артиста СССР А.А.Гончарова, стажировки у В.Н.Плучека и Е.Р.Симонова, годы работы на Урале и в Актюбинске. Он был человеком бурного темперамента, порывистым, импульсивным. Ставил Островского, Горького, Чехова, казахскую классику, пьесы по произведениям уральских писателей и драматургов. Сам сыграл 200 ролей, написал пьесу «Зрелость» и слова для 12 песен. Его эпоха в театре длилась до перестройки.
В сложные для всей страны «перестроечные» 90-ые годы, наш театр не только сумел сохранить своё лицо, труппу, но и сделал большой «задел» на будущее. Именно в те годы в труппу вошли молодые, перспективные актёры, выпускники театральной студии при театре под руководством артистов театра С.Н.Попова и М.Ш.Курбангалеева - Мамедов Н.Д., Малуша О.М., Ларин М.Ю., Таранов И.Г., Немчинов М.А. и др. Театр помог получить многим из них высшее образование специальное образование в Самарском Государственном Институте Культуры. Все усилия были затрачены не зря - в данный момент они являются основным костяком труппы. Начиная с 2000-ых годов и по нынешнее время, в театр вливается молодое поколение. Молодое поколение труппы сформировано из выпускников и воспитанников детской театральной студии «Волшебная рампа» театрального отделения Детской музыкальной школы №1 им. Д.Нурпеисовой (художественный руководитель Малуша О.М., педагоги - Ларин М.Ю., Джумахметов Р.Б.), а так же выпускников Самарского Государственного Института Культуры (выпускники Копеечкина Н.В., Будаева(Ковалёва) М.А., Каландарова С.Ю. и др.), САТИ (Саратовского Театрального Института Государственной Консерватории (Академии) им. Л.В.Собинова) (выпускники Джумахметов Р.Б., Бактыгереева Э.Т.), Московского Государственного Университета Культуры (выпускница Филаретова Р.А.). Сейчас театр находится на творческом подъеме, он полон сил, энергии и новых планов. А для этого есть все возможности.